Тугоухие дети это

Степени тугоухости у детей: лечение, причины глухоты у ребенка, симптомы и диагностика

Тугоухие дети это

Глухота или тугоухость у ребенка возникает по разным причинам. Родители, узнав о диагнозе или видя, как малыш постепенно теряет слух, чувствуют потерянность, страх, опустошенность.

Жизнь переворачивается с ног на голову.

Смириться с проблемой тяжело, но если знать способы лечения и профилактики, постоянно заниматься с малышом, влияние снижения слуха на жизнь ребенка можно значительно уменьшить.

Степени потери слуха

Понятия «глухота» и «тугоухость» часто путают. При тугоухости человек еще может различать какие-то звуки. Глухота является крайней степенью тугоухости, а слух отсутствует полностью.

Степень потери слухаХарактеристикаСтепень тугоухостиМинимальная громкость, дБСлышимость шепота, мСлышимость обычной речи, м
IЛегкая120–401–34–6
IIСредняя241–5511–4
IIIтяжелая356–70не слышит1
IVочень тяжелая471–90очень плохо различает
VПотеря слуха591не слышит

Причины развития и лечение тугоухости и глухоты одинаковые.

Механизм развития

Чтобы разобраться в причинах и особенностях нарушения слуха важно представлять себе процесс передачи звука.

Звуковая волна воздействует на барабанную перепонку и через слуховые косточки передается мембране внутреннего уха. Движение жидкости вызывает трение слуховых рецепторов (волосковых клеток) кортиева органа о покровную пластинку. Рецепторы возбуждаются, возбуждение передается по нервным отросткам в слуховую зону коры мозга.

В этой схеме наружное и среднее ухо относятся к звукопроводящему аппарату, а внутреннее ухо, слуховой нерв и центр головного мозга – к звуковоспринимающему. Соответственно, все поражения слуха можно связать с дисфункцией звукопроводящих или звуковоспринимающих структур.

Причины

Патологии органов слуха у детей могут иметь врожденный или приобретенный характер.

Врожденная

Врожденная тугоухость развивается под влиянием следующих факторов:

  • Наследственность. Если оба родителя слабослышащие или глухие, риск рождения ребенка с тугоухостью повышается.
  • Патологические воздействия на слуховую систему во внутриутробном периоде – это могут быть краснуха, туберкулез, корь, грипп, герпес.
  • Хронические заболевания матери, прием некоторых лекарственных препаратов, интоксикации.
  • Асфикция плода, родовая травма.
  • Недоношенность.

Врожденная тугоухость встречается у 80% детей как отдельное заболевание.

Приобретенная

Выделяют и факторы, которые воздействуют на здоровый и сформировавшийся слуховой аппарат уже родившегося ребенка и приводят к патологии:

  • Попадание в ухо инородного тела;
  • Хронические ЛОР-заболевания: аденоиды, средний отит, тонзиллит;
  • Осложнения некоторых инфекций: менингит, энцефалит;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Вакцинация;
  • Неправильная подобранная дозировка лекарств, особенно в младенческом возрасте;
  • Чрезмерно громкая музыка;
  • Психологическая травма.

Симптомы

Чаще всего признаки глухоты родители обнаруживают у детей до года. В норме младенец в возрасте 3–4 месяцев уже начинает реагировать на громкие звуки и голос матери. В 4–6 месяцев гулит. В 7–9 четко определяет источник звука. В 1 год произносит несколько слов. Если одно из этих условий не выполняется, стоит обратиться к сурдологу.

У старших детей после некоторых перенесенных заболеваний могут появиться и нарастать такие симптомы:

  • Ребенок перестает слышать шепот;
  • Не реагирует на разговорную речь сзади;
  • Не отзывается на имя;
  • Не различает звуки;
  • Говорит громко;
  • Со временем начинает читать с губ.

Помимо симптомов, связанных с расстройством восприятия звука, отмечают признаки речевых нарушений:

  • Ошибки в произношении звуков;
  • Неспособность различить звуки и их сочетание;
  • Небольшой словарный запас;
  • Искажения структуры слова;
  • Неправильная постановка ударений;
  • Ошибки в построении предложений.

Дети, страдающие двусторонней глухотой с рождения, не могут овладеть речью, потому что не слышат ее. Чаще всего, и дети, потерявшие слух до 5 лет, утрачивают речевые навыки. Однако даже при врожденном отсутствии слуха, можно научить ребенка разговаривать. Для этого потребуются огромные усилия родственников и постоянные занятия.

Диагностика

Родителям, заподозрившим нарушение слуха у ребенка, нужно обратиться к сурдологу. Он проверит ушки, сделает необходимые тесты и направит на дополнительные исследования.

У малыша до 1 года трудно достоверно установить степень тугоухости и глухоту. Врач обычно производит какие-либо звуки. Ожидается, что нормально слышащий ребенок как-то отреагирует на звук: вскинет ручки или ножки, моргнет, перестанет сосать. Реакция имеет безусловный характер.

Для детей старше 1 года проводят следующие исследования:

  • метрия – проверка остроты слуха. По ее результатам можно получить аудиограмму – график с указанием громкости звука в децибелах и частоты в герцах для левого и правого уха. Если речевая и тональная аудиометрия может быть проведена только для старших детей, то компьютерное исследование, основанное на безусловных реакциях, разрешено делать и младенцу.
  • Тимпанометрия – исследование функций среднего уха путем создания разного давления в слуховом канале, назначается после перенесенного среднего отита.
  • Камертональные пробы (тест Вебера, пробы Швабаха и Ринне) направлены на определение тяжести нейросенсорной и кондуктивной тугоухости. Проводят при прогрессирующей тугоухости.
  • Электрокохлеография у маленьких детей проводится под наркозом, у подростков – под местной анестезией. Электроды фиксируются на барабанной перепонке или коже наружного слухового прохода. Метод позволяет получить информацию о порогах слуха, волосках улитки и определить тип тугоухости

Дополнительно назначают МРТ и компьютерную томографию.

Виды глухоты

В зависимости от участка поражения выделяют три вида глухоты или тугоухости:

  • Нейросенсорная (сенсоневральная) – ребенок улавливает звук, но мозг его не воспринимает и не распознает. Причинами может быть поражение внутреннего уха, слухового нерва, коры мозга.
  • Кондуктивная связана с патологией звукопроводящей системы – наружного и среднего уха. Звуки не достигают внутреннего уха и не преобразовываются в нервные импульсы.
  • Смешанная возникает от поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.

Односторонняя

Глухота на одно ухо практически всегда является приобретенной. Возникает из-за негативного воздействия некоторых факторов: громкого звука, заболевания. Такая патология не провоцирует ухудшение слуха на втором ухе и позволяет сохранить речь.

Фонетическая

Фонетическая глухота характеризуется неспособностью ребенка воспринимать, узнавать некоторые звуки, складывать слова. Основная причина лежит в нарушении слухоречевых центров. Такой ребенок поздно научается говорить, испытывает трудности с изучением иностранных языков.

Психологическая

Диагноза «психологическая глухота» не существует, нет и физиологических и анатомических особенностей, характеризующих его. Под этим термином понимают психологические барьеры, которые устанавливает ребенок, когда не желает что-то слышать:

  • Конфликты;
  • При властных родителях;
  • Ребенок уверен в своей правоте;
  • Гиперактивность (синдром дефицита внимания);
  • Детский эгоцентризм;
  • Эмоциональная травма.

Лучшим средством лечения станут гармоничные отношения с ребенком, полные любви и понимания.

Лечение

Для лечения тугоухости используют несколько методов:

  • Лекарственная терапия направлена на улучшение кровообращения мозга и ушей, борьбу с инфекциями и интоксикацией.
  • Физиотерапевтические методы помогают при легкой тугоухости, вызванной, например, аденоидами или отитами.
  • Хирургическое вмешательство показано при нейросенсорной и кондуктивной тугоухости разной степени тяжести, в том числе при глухоте.

Оперативное лечение при кондуктивной глухоте направлено на восстановление структуры наружного и среднего уха ребенка. Для восстановления барабанной перепонки делают мирингопластику, слуховых косточек – тимпанопластика.

Оперативное вмешательство при нейросенсорной тугоухости предусматривает установку слухового аппарата.

Данный способ не поможет при глухоте, в отличие от установки кохлеарного импланта. В рамках этой операции в височную кость помешают маленькие микрофоны, улавливающие звук и соединяют их с электродами во внутреннем ухе.

Электроды будут перекодировать полученные с микрофона импульсы и передавать их на слуховые нервы. Создается, по сути, искусственное ухо. Кохлеарную имплантацию рекомендовано делать детям с двусторонней глухотой и 4 степенью тугоухости.

Как развивать ребенка?

Чтобы избежать развития глухоты и тугоухости у ребенка важно следить за его здоровьем – лечить заболевания верхних дыхательных путей, инфекционные болезни. Лекарства принимать только по назначению врача. Стараться избегать громких звуков.

Обязательно нужно заниматься с ребенком, учить его правильно говорить, расширять кругозор.

Патологии слуха сильно ограничивают жизнь малыша, мешают общаться со сверстниками. Однако, это не причина опускать руки. Профилактические меры, лечение, использование новых технологий, постоянная работа с ребенком поможет адаптироваться к жизни и добиваться целей.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Источник: https://LechenieDetej.ru/uxo-gorlo-nos/gluxota.html

Тугоухость у детей

Тугоухие дети это

Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др.

Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП.

С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Тугоухость у детей – нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии.

В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни.

Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Тугоухость у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия.

Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов.

Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде.

Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис.

Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.

), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха.

Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде.

Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов.

Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска.

У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха.

К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография.

Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости.

При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол).

При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/hypoacusis

Тугоухость лечение, причины, симптомы: Тугоухость 1 2 3 4 степени у ребенка

Тугоухие дети это

Тугоухость – это снижение слуха, при котором затруднено общение с окружающими людьми. Тугоухость у ребенка, как правило, приводит к задержке психоречевого развития, ведь он учится говорить, подражая услышанному, а «недослышанные» слова приводят к речевым дефектам.

Чем больше снижен слух, тем грубее задержка психоречевого развития.

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

  • Выявить причину тугоухости. 
  • Устранить, либо оказать лечебное воздействие на саму причину тугоухости.
  • При необходимости подобрать слуховой аппарат.
  • А также оказать комплексное воздействие на задержку развития речи.

Диагностика тугоухости

Для выявления тугоухости детям прямо в роддоме проводят исследование – слуховые вызванные потенциалы. Однако, в таком случае выявляют только врожденную тугоухость. Этот вид тугоухости развивается у малыша, если во время беременности его мама перенесла такое заболевание как грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз.

Степень врожденной тугоухости, как правило, тяжелая, но в реальной жизни она встречается редко. Также редко встречается наследственная тугоухость. У многих детей тугоухость развивается после рождения и диагностируют ее уже на более поздних этапах. Например в 3-4 года, когда начинают искать причину задержи развития речи у малыша, и оказывается что это сниженный слух.

Для определения степени снижения слуха детям в таком возрасте проводят аудиограмму.

Тугоухость у детей подразделяется на нейросенсорную тугоухость (аналогичный термин – сенсоневральная тугоухость) и кондуктивную тугоухость.

Снижение слуха вызвано нарушением проведения звуковых волн – по слуховому проходу, поврежденной барабанной перепонке или воспаленным слуховым косточкам среднего уха.

Самая безобидная причина кондуктивной тугоухости – серная пробка (вымывается физиологическим раствором на приеме у ЛОР-врача). Но у детей гораздо чаще причиной кондуктивной тугоухости становится хронический отит (воспаление среднего уха), а к отитам могут приводить аденоиды 3-4 степени, хронический очаг инфекции в носоглотке и сниженный иммунитет.
Снижение слуха вызвано поражением слухового анализатора нервной системы: поражением улитки (органа слуха) или слухового нерва, проводящих путей и зон слуха головного мозга. Причина нейросенсорной тугоухости чаще всего кроется в родовой травме, глубокой недоношенности, гидроцефалии, перинатальной патологии, ишемическом поражении центральной нервной системы. Улитка (орган слуха) часто страдает при применении ототоксичных антибиотиков – аминогликозидов (гентамицин, стрептомицин, канамицин, амикацин, мономицин и пр.). У детей с гидроцефалией как правило страдают проводящие пути (демиелинизация) и улитка «слышит» звуки, но они «не доходят» до головного мозга по поврежденным проводящим путям. При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление так же давит на слуховой нерв, проводящие пути и на зоны слуха коры головного мозга, препятствуя их нормальной работе. Недостаток кислорода во время беременности и родов приводит к гипоксически-ишемическому поражению зон слуха в коре головного мозга. При родовой травме шейного отдела позвоночника нарушается нормальный ток крови по позвоночным артериям, в результате чего страдает кровоснабжение улитки и слухового нерва. У многих детей тугоухость смешанная. То есть в родах пострадала и нервная система и есть например хронический отит.

1, 2, 3, 4 степень нейросенсорной тугоухости:

Нейросенсорная тугоухость 1 степени (26-40 дБ) ребенок не слышит тихие звуки, не может разобрать человеческую речь в шумной обстановке. Различает разговорную речь на расстоянии не более 6 метров, а «шепотную» — с расстояния 1—3 метра.

У детей с 1 степенью нейросенсорной тугоухости часто страдает произношение и они порой переспрашивают.
Нейросенсорная тугоухость 2 степени (40-55дБ) является причиной «недослышивания» тихих и средних по громкости звуков. Разговорная речь воспринимается на расстоянии 4 метра, а шепот улавливается только у уха.

У деток со 2 степенью тугоухости речевое развитие задерживается, ребенок неохотно вступает в речевой контакт, если речь есть, то она как правило бедная, На вопросы ребенок отвечает односложно (да, нет и т.д.) неправильно произносит многие слова, из-за «недослышивания».

Нейросенсорная тугоухость 3 степени (55-70 дБ) характеризуется неспособностью различать большинство звуков, общение ребенка с окружающими людьми резко затруднено. «Шепотная» речь вообще не воспринимается, а разговорная только с расстояния 1 метра, если с ним громко говорить.

У детей с 3 степенью тугоухости как правило формируется грубая задержка психоречевого развития, он не понимает и не выполняет просьбы и не пытается разговаривать.
Нейросенсорная тугоухость 4 степени (70-90 дБ) ребенок может слышать только очень громкие звуки, состояние граничит с глухотой.

У детей с 4 степенью тугоухости – речь не развивается вовсе. Если слуховой аппарат не улучшает слух, то при 4 степени прибегают к сложному оперативному вмешательству – кохлеарной имплантации.

Лечение тугоухости у ребенка. 

Лечение 1, 2, 3, 4 степени нейросенсорной тугоухости.

Важно вовремя выявить и лечить тугоухость у ребенка. ЛОР-врач лечит хронический отит, лазером можно удалить разросшиеся аденоиды (лазерная редукция аденоидов). Если ребенок при рождении перенес родовую травму, то улучшению слуха будут способствовать методы лечения, улучшающие работу центральной нервной системы:

Микротоковая рефлесотерапия при нейросенсорной тугоухости проводится по индивидуальной программе:

1. Улучшение кровоснабжения улитки и слухового нерва     (за счет снятия спазма позвоночных артерий). 2. Стимуляция слухового нерва для улучшения проводимости по нему нервных импульсов. 3. Активизация зон слуха и понимания речи коры головного мозга.

4. Активизация речевых зон головного мозга, отвечающих за

  • понимание речи,
  • желание вступать в речевой контакт,
  • набор словарного запаса,
  • навык построения предложений.

5. Нормализация тонуса сосудов головного мозга приводит к уменьшению выработки ликвора (внутричереной жидкости) и внутричерепное давление стабилизируется.
6. Снижение возбудимости у невротизированных, расторможенных и агрессивных детей улучшает их адаптацию в детском саду и повышает эффективность занятий с логопедом.

Медикаментозная терапия при нейросенсорной тугоухости
проводится в перерывах между курсами микротоковой рефлексотерапии:

 

– Витамины группы В и препараты содержащие фосфолипиды (лецитин, цераксон, глиатилин и пр.), необходимы для восстановления пострадавших проводящих путей нервной системы и слухового нерва. – Сосудистые препараты — улучшают кровоснабжение улитки, слухового нерва. – Ноотропы (кортексин, мексидол, цераксон, актовегин и пр.) – питают и восстанавливают пострадавшую нервную систему. – Для стабилизации внутричерепного давления у деток предпочтительно использовать не диакарб, а мочегонные травы (хвощ, фенхель, брусничный лист). А так же «конский каштан» (эскузан), который укрепляет сосуды венозных сплетений, вырабатывающих ликвор и таким образом уменьшает внутричерепное давление. 

Медикаментозную терапию каждому ребенку подбирают строго индивидуально, в зависимости от причин нейросенсорной тугоухости после проведения курса основного лечения – Микротоковой рефлексотерапии.

Цель лечения тугоухости: не только улучшить слух, но самое главное запустить правильное развитие речи и учебных навыков.

Детям с нейросенсорной тугоухостью также необходимы –

Занятия с логопедом-дефектологом и детским психологом:

Развивающие занятия направлены на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, мышления, изучение таких понятий как цвет, размер, формирование навыков счета, чтения и письма. Часть деток на занятиях могут обходиться без слухового аппарата, другие без слухового аппарата слышат не достаточно хорошо, чтобы правильно развиваться. В таком случае ношение слухового аппарата обязательно. Но улучшение слуха и речи на фоне комплексного лечения все равно будет.

Если у ребенка 4 степень тугоухости и ему уже проведена операция по кохлеарной имплантации, но речь так и не развилась до возрастной нормы, ребенок возбудим и плохо усваивает учебный материал ему так же может помочь микротоковая рефлексотерапия.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ РЕАЦЕНТРА В САМАРЕ.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ТУГОУХОСТИ

Более подробную информацию о лечении тугоухости вы можете получить
по телефону8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения тугоухости 1, 2, 3, 4 степени, а так же других проблем со слухом проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах:Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

Источник: https://www.reacenter.ru/info/tugouhost-lechenie/

Нарушение слуха у детей

Тугоухие дети это

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Актуальность проблемы потери слуха у детей

Согласно данным ВОЗ, почти 32 миллиона детей по всему миру имеют проблемы со слухом, приводящие к инвалидности. То есть пять детей из тысячи рождаются глухими или теряют слух после рождения.

60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер.  Это объясняет большой интерес общественного здравоохранения к проблеме профилактики заболеваний органа слуха у детей.

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху.

Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания.

Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

0-4 месяца:

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».

4-9 месяцев:

  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.

9-15 месяцев:

  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.

15-24 месяца:

  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело,  и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени.

Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости.

При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители  выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума.

Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха.

FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития,  адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Обучение детей с нарушением слуха

В современном мире почти каждый населенный пункт имеет специализированный класс или целую школу для детей с проблемами слуха.  Если какое-то время ребенок посещал обычный класс, то переход от стандартного обучения к специализированному должен быть мягким и не травматичным для развивающейся психики.

Источник: https://sluh.online/tugouhost/u-detej

Мед-Решение
Добавить комментарий